Разделы сайта

Главная

Безопасное детство

1. ребёнок на руках: будьте осторожны – он закрывает вам обзор улицы.

2. ребёнок в саночках: такой вид транспорта легко опрокидывается, что небезопасно на дороге.

3. вы едете в такси: учитывайте возможность резкого торможения автомобиля и берегите ребёнка от ушиба. При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые.

4. вы находитесь на остановке общественного транспорта: подходите к автобусу или троллейбусу только после их полной остановки: ребёнок (как и взрослый) может оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров.

5. посадка в автобус, трамвай, троллейбус: зона остановки – опасное место для ребёнка. Дело в том, что стоящий транспорт ограничивает обзор дороги в этой зоне как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же пешеходы в спешке могут столкнуть ребёнка на проезжую часть.

6. поездка в общественном транспорте: даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому в транспорте необходимо заботиться о том, чтобы ребёнок занимал устойчивое положение. Особую осторожность нужно проявлять возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

7. выход из общественного транспорта: всегда первыми выходят взрослые, держа ребёнка за руку. В противном случае ребёнок может оказаться на проезжей части либо упасть с высоких ступенек на землю.

8. во время прогулки: выходя на проезжую часть, перестаньте разговаривать и отвлекаться, ребёнок должен привыкать к дисциплинированности.

9. метод наблюдения: обращайте внимание детей на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметок, учите их наблюдать за дорогой и предвидеть опасность.

 Опасные факторы

Меры безопасности

Пол

Ковры, паласы на полу не

должны быть скользкими.

На полу не должно быть никаких проводов,

чтобы ребенок не смог в них запутаться.

Стены

Необходимо оклеить бумажными обоями,

комната должна «дышать», покрытие стен

 не должно вызывать аллергию.

Окна

На окнах должны быть фиксаторы, чтобы ребенок не смог их открыть и выпасть из окна.

Двери

Осторожно открывайте межкомнатные двери, чтобы не ушибить малыша. Замки и защелки на дверях в тех местах, куда малышу не следует входить, должны быть расположены высоко, чтобы он не смог их достать и открыть дверь.

Мебель

Должна быть крепкой и устойчивой, чтобы, взявшись за нее, ребенок не упал. Дверцы шкафов лучше закрыть, чтобы ни дверцы шкафа, ни выдвижные ящики не могли защемить пальчики. Скатерть со стола лучше убрать, пока ребенок не станет старше, иначе он может потянуть ее и свалить все на себя. Любые стекла в дверцах шкафа, книжных полках должны быть заметны малышу – красивые наклейки украсят стекло и предупредят малыша.

Убедитесь, что ребенок сможет выбраться из шкафа или из-под дивана. Острые углы могут представлять опасность, и на них должны быть закреплены округлые уголки-страховки.

Электричество

Необходимо строжайше запретить ребенку трогать вилки, розетки, соединительные шнуры, выключатели. Поставьте заземленные розетки или прибор УЗО – этот специальный прибор отключает ток, если происходит его утечка, т.е. кто-то берется за оголенные провода. Если нет такой возможности, установите на розетках специальные заглушки. Следите за электропроводкой, чтобы она не была оголенной и ветхой. Если есть возможность приобрести более дорогие, но безопасные в пожарном отношении само отключающиеся чайник и утюг – это нужно сделать. Не приобретайте бывшие в употреблении электроприборы, т.к. нет никакой гарантии, что они безопасны. Провода электроприборов не должны свисать – лучше иметь приборы с пружинящими проводами.

Пылесос

Нельзя пользоваться пылесосом в присутствии ребенка. После уборки комнату следует хорошо проветрить от микрочастиц пыли, поднятой при работе пылесоса.

Телевизор

Не более 30-ти минут в день для детей 3-х-7-ми лет.

Открытый огонь

и горячие предметы

Не оставляйте малыша одного у открытого огня. Обязательно прячьте от детей в недоступные места спички. Покажите ребенку опасные горячие места (печь, камин, плиту) – пусть он знает, что они горячие. Разместите оградительные решетки, чтобы ребенок не смог близко к ним подойти. Следите, чтобы ребенок не мог взять с плиты горячие кастрюли, а они не могли случайно упасть на ребенка. Следует помнить, что кожа ребенка более нежная, чем у взрослого, и чайники, другие горячие предметы должны быть остужены до температуры 54 градуса. На потолке лучше установить индикаторы дыма. Проверяйте регулярно их исправность, не реже одного раза в год меняйте батарейки. Следите, чтобы ребенок не привыкал греться около батареи парового отопления. Если ребенок умывается, пусть вначале открывает кран с холодной водой, затем с горячей.

Вода

Не оставляйте ребенка одного в ванной комнате. Нельзя оставлять без присмотра ведра с водой – ребенок может упасть вниз головой в ведро. Как можно раньше научите малыша плавать.

Игрушки

Желательно, чтобы игрушки не содержали мелких деталей. Следите, чтобы ребенок не проглотил мини батарейки. Нужно держать надувные воздушные шарики и полиэтиленовые пакеты подальше от детей, т.к. ребенок может засунуть шарик в рот и задохнуться. Будьте осторожны с большими игрушками, подушками, под тяжестью которых можно задохнуться.

Лекарства

Все лекарства должны быть недоступны ребенку. Нельзя носить лекарства в сумках или карманах, т.к. дети любят их обследовать. Нельзя называть лекарства «конфетками». Не давайте ребенку играть с коробками из-под лекарств, т.к. лекарственная пыль может дать аллергическую реакцию. Просроченные лекарства необходимо срочно выбрасывать. Будьте внимательны в гостях у пожилых людей, т.к. у них лекарства лежат «под рукой».

Косметика

Брать под замок, т.к. дети часто все берут в рот и некоторыми средствами можно отравиться.

Хозяйственные товары, средства дезинфекции

Хранить под замком. Нельзя их переливать или пересыпать в другие емкости. Ребенок может выпить отбеливатель вместо лимонада.

Острые предметы

(нож, вилки, ножницы)

Все предметы должны быть недоступны. Детские ножницы – пластмассовые, с закругленными концами. Более взрослые дети могут пользоваться ножом под присмотром взрослых.

1.О несовпадении приятной внешности и добрых намерениях

Родители рассказывают об опасности контактов с незнакомыми людьми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или плохо одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют мужчины, а молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить им никакого вреда, также как и люди с открытой дружелюбной  улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений.        

2. Опасные ситуации  контактов с незнакомыми людьми

Необходимо рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

    Примеры 

  • взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда – либо, обещая подарок или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что действует по их просьбе;
  • взрослый открывает дверцу машины и предлагает покататься;
  • взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку

         Для закрепления правил поведения  с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных героев или сказки о животных с благополучным окончанием.

3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

     Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение следует отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Цель  – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, вести себя  правильно, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

4. Ребенок и другие люди, в том числе и подростки.

      Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать « нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.

5. Если «чужой приходит в дом».

      Необходимо разъяснять детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого приятный и ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми, В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания.

6. Ребенок как объект сексуального насилия.

Дома и на улице дети могут стать объектами сексуального насилия.

         Как должен вести себя взрослый, если это уже произошло, и ребенок доверил ему свою тайну? Прежде всего, похвалить ребенка за откровенность, дать понять, что ему верят и его понимают. Нельзя показывать свой испуг, гнев, смятение или отвращение. Лучше воздержаться от обвинения того, кто совершил насилие, так как это может быть человек, к которому ребенок несмотря ни на что относится с любовью и доверием. Необходимо с  пониманием встретить просьбу ребенка сохранить рассказанное в тайне, объяснив, что с помощью других людей можно прекратить случаи насилия в интересах и ребенка, и насильника, и принять промежуточное решение, например: «Давай вернемся к этому через некоторое время, а пока это останется между нами». Держать слово можно только до тех пор, пока необходимость прекращения ситуации, в которой находится ребенок, не станет очевидной. В этом случае его  надо поставить в известность, когда и почему обещание хранить секрет может быть нарушено.  Если родитель поймет, что он бессилен справиться сам, то необходимо обращаться за помощью к компетентным людям (психотерапевту, психологу).

         Если ребенок расскажет об акте насилия или жестокости в группе взрослый должен занять следующую позицию:

  • отреагировать как можно более нейтрально;
  • дать ребенку понять, что ему поверили;
  • защитить ребенка от возможных негативных реакций других детей.

         Однако чаще всего дети никому не рассказывают о сексуальном насилии. Они могут находиться во власти более сильного человека, испытывать страх, чувство одиночества, иногда становятся недоверчивыми, агрессивными. Поэтому  следует внимательнее отнестись к следующим отклонениям в поведении ребенка (особенно если они наблюдаются в сочетании):

  • внезапным изменениям в поведении (обычно спокойный ребенок становится чрезмерно возбужденным, агрессивным или, наоборот, обычно активный становится вялым, стремится к изоляции, избегает контактов с другими детьми);
  • признаками недосыпания, переутомления, нарушения концентрации внимания;
  • чувству страха по отношению к близким взрослым (отцу, брату, матери, соседу);
  • сильными реакциями испуга или отвращения при физических контактах   с каким-либо                  взрослым;
  • чрезмерному  интересу к вопросам секса;
  • отрицательному отношению к собственному телу;
  • к чрезмерному стремлению положительной оценке;
  • повторяющимся жалобам на недомогание (головная боль, неприятные ощущения в области половых органов, мочевого пузыря) и плохому настроению. 

     Оказание помощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, и их родителям невозможно без специальной экспертизы и лечения, поэтому задача  сводится к поддержке ребенка и последующему обращению к соответствующим специалистам: медикам, психологам.

Наверное, невозможно дать универсальный однозначный совет родителям относительно вопроса поведения ребенка в ситуации, когда к нему обращается незнакомый человек. В каждой семье подобные правила поведения устанавливаются в зависимости от открытости семьи, места проживания, состава семьи и социально-культурных аспектов формирования семьи. То, что для одних родителей является приемлемым и вполне применимым, для других может показаться невежливым или слишком навязчивым.

Готовя детей к общению с миром незнакомых людей, мы должны в первую очередь стремиться учесть следующие моменты: обеспечение личной безопасности ребенка, развитие гармоничного умиротворенного внутреннего мира ребенка и способность ребенка адекватно – в меру доверчиво, в меру осторожно, реагировать на внешний мир.

В то неспокойное время, в которое довелось жить нам и нашим детям, личная безопасность ребенка как никогда выступает на первый план. Разгул терроризма, повышение показателей нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании, заставляют родителей категорически настраивать малышей против любых разговоров с незнакомцами на улице – будь то милая скучающая старушка на лавочке, или улыбающийся своим мыслям случайный прохожий. Такая позиция родителей понятна и трудно оспорима. Но в случае, когда в семье главенствующей является установка враждебности ко всему незнакомому, необходимо обратить внимание на какую почву эта установка ложится.

 

Если ваш ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится – скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция «вокруг опасность» скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи, у ребенка могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку лучше в чем-то скрасить черные краски действительности. Беспристрастно, как можно спокойнее, не заостряясь на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми ни в коем случае нельзя никуда уходить, говорить им свой адрес и телефон (если конечно, ребенок не потерялся). Но наряду с этой информацией ребенку стоит обязательно рассказать, что в мире есть много хороших и добрых людей, приведя в пример близких и друзей родителей, которых ребенок любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности возникновения такой ситуации, проиграйте с ним при помощи мягких игрушек в подобные внезапные встречи, придумайте вместе с ребенком вежливые  универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обращаются на улице. Если ребенок стесняется играть, можно устроить театрализованное представление в масках – защищенный маской, ваш ребенок может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры будут разными, затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах собственного дома или во дворе с близкими родными людьми, ребенок сможет более спокойно и трезво оценить ситуацию, и придумать пути выхода из нее. Вы же должны просто направлять ребенка – поощрять его удачные «ответы» и «действия» и пояснять, чем в этих ситуациях нехороши другие его решения, предложив вместе придумать другие варианты поведения. Таким образом, у ребенка закрепятся необходимые навыки поведения в условиях общения с незнакомым человеком на улице, и, попав в подобное положение, тревожно-мнительный ребенок не будет теряться, тем самым, возможно, подвергая себя опасности, а «на автомате» отреагирует, в соответствии с закрепленным в играх стереотипом поведения. 

Если в вашей семье растет гиперактивный ребенок, то есть подвижный, не способный долго усидеть на одном месте, занимаясь одним занятием,  то, напротив, с ним необходимо проводить беседы построже, учитывая, что в силу своей поверхностной активности, он может сразу же забыть, о чем вы говорили. Это тот вариант, когда повторение не превращается в занудное нравоучение, а является необходимым в воспитательном процессе. От гиперактивных детей можно ожидать всего – подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и с большой радостью пойти «смотреть котят», могут, напротив, встретить совершенно безобидного человека неожиданными бестактными выпадами и оскорблениями. Такому ребенку необходимо устроить настоящий разносторонний курс по воспитанию осторожности, усидчивости, произвольного поведения и хороших манер. Таким детям очень полезно позаниматься в группе с психологом,  где с помощью специально подобранных игр и упражнений вашему ребенку помогут развить умение в нужный момент подчиняться необходимым правилам, концентрировать свое внимание, быть более осмотрительным и прислушиваться к сказанному другими людьми. Чтобы ваш ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ребенок вынужден в силу окружающей обстановки вести себя более сдержанно, где ему необходимо здороваться и прощаться, а также наблюдать, как это делают другие взрослые и дети. Это могут быть какие-то большие праздники, встречи, экскурсии в составе группы, в ходе которых так необходимо уметь тихо, вежливо и послушно себя вести по отношению к незнакомым людям. Это могут быть просто походы в гости. Ничто так не способствует развитию навыков межличностных отношений, как разнообразная и регулярная практика. 

Учитывая, что ребенок, обладающий таким характером, все равно заберется туда, куда ему нежелательно, лучше ограничить территорию, на которой ему можно играть чуть больше, чем вы на самом деле собирались это сделать. И конечно, за этими детьми  необходим более внимательный  присмотр. Учитывая, что поведение гиперактивного ребенка очень вариативно, обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым, сконцентрирован и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не отслеживая свои действия. Проанализировав  эти поведенческие тенденции, вы сможете лучше спланировать коррекцию этического развития вашего ребенка. 

Но к какому бы типу личности не принадлежал ваш ребенок, вам необходимо четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми в отношении вашего ребенка, а какие воспринимаются вами как, по меньшей мере, сомнительные. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики («Какая у тебя машинка», «Как зовут твоего зайку?», вопросы, касающиеся информации о близлежащей территории, например, «Как пройти к аптеке?»  и подобные этим) можно обучить ребенка давать вежливые, достаточно короткие и емкие ответы. Любые же расспросы по поводу семьи, работы родителей и другие «личные» вопросы, предложения пройти куда-либо, обещания подарков должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора. Ребенка необходимо натренировать на определенные универсальные фразы завершения разговора: «Извините, меня мама ждет», «До свидания, мне пора домой». Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, ребенок имеет право безо всякой вежливости развернуться и убежать.  

Что касается непосредственно культуры речи вашего малыша, то, как он отвечает на приветствия, на безобидные нейтральные вопросы, насколько он доброжелателен, улыбчив, во многом зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок еще не вполне способен разобраться, для чего именно он должен быть вежлив с окружающими. Он еще не обладает сформировавшимися морально-нравственными установками. Мотивы, движущие его поведением – это в первую очередь одобрение со стороны взрослых, а также – подражание взрослым, то есть вам, желание во всем походить на вас. Именно вы первыми начинаете формировать идеал ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости в то время, как сами не всегда следим за красотой своей речи, и сопровождающей нашу речь мимикой, нашему ребенку невозможно провести грань между плохим и хорошим. Очень трудно в таком возрасте определить  – вот сейчас моя мама разговаривает культурно и ведет себя прилично, а сейчас мне ее лучше не копировать. Вы – самые важные, самые великие люди для своих деток, а значит, все что выделаете, то, как вы это делаете – единственно правильный и достойный повторения способ поведения. 

Правила, которые должен знать ваш ребенок: 

-не вступать в разговоры с незнакомыми людьми - ни взрослыми, ни подростками, ни мужчинами, ни женщинами;
-не заходить в чужие подъезды, квартиры, на стройки, в подвалы;
-не принимать угощение, игрушки и другие подарки от чужих людей, как бы сильно не хотелось;
-о подобных случаях немедленно рассказать родителям или тому взрослому, которому ребенок может доверять;
-не заходить в свой подъезд и не ездить в лифте с чужими людьми;
-если во время прогулок ребенок замечает чужого человека, настойчиво наблюдающего за детьми, пусть знает, что об этом нужно сообщить взрослым;
-если ребенку угрожает опасность, нужно громко кричать, не прекращая, пока опасность не минует;
-если ребенок один дома, то нельзя ни в коем случае открывать посторонним, даже если это милиция, почтальон, слесарь, знакомый от родителей. 

Правила. которые должны знать родители:
1.Не подвергайте ребенка опасности, оставляя его одного на улице, выпуская гулять без присмотра или посылая за поручениями.

2.Разбирайте с ребенком различные ситуации. Практика правоохранительных органов показывает, что у жертвы всегда есть выбор. Во многих случаях она предвидит агрессию против себя, но по каким-то причинам ведет себя пассивно, даже не пытаясь оказать сопротивление. И чтобы ваш ребенок смог правильно оценить ситуацию и принять нужное решение, с ним нужно разбирать различные ситуации, в которых он может оказаться. Дайте возможность ребенку рассуждать, не перебивайте его, если вы боитесь забыть что-то из сказанного ребенком, сделайте пометки, а потом уже вместе разберите, какие ошибки были допущены в ходе рассуждения, и чем они могут обернуться в конкретной ситуации. С малышами можно проигрывать сказочные сюжеты, где ребенок с помощью взрослого будет моделировать возможные выходы из неприятной ситуации.

3.Учите детей навыкам безопасности.Беседуя о том, как правильно переходить улицу, мы учим ребенка безопасному поведению на дорогах, а не тому, что может сделать с ним машина. Можно легко использовать эту логику в беседах о том, как избежать насилия. К сожалению, многие взрослые все время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребенок запомнит, какими опасными могут быть незнакомцы, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия.Помните о том, что вам нужно сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.

4.Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которая держится в тайне, или спрятанный подарок - это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Безопасные секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Безопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Безопасным секретом всегда нужно поделиться со взрослым, который поможет тебе. 

5. Вместе с вашим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут. Учителя, бабушка и дедушка, мама подружки или друга, сосед/соседка -все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка. 

6.Разрешите своему ребенку говорить слово «нет». Многие дети считают, что взрослому нельзя отказывать, и что их за это накажут. Однако, дети должны понять, и им нужно разрешить говорить «нет» любому взрослому, который пугает их своими просьбами или требованиями. Ребенок должен помнить, что его тело принадлежит только ему, взрослый помогает малышу заботиться о нем.

 7.Взрослый должен дать понять ребенку, что его всегда выслушают, поверят и помогут. Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что никто не поверит им. Родители должны разъяснить своим детям, что они хотят защитить их от зла. Умение выслушать ребенка и поговорить с ним начистоту - вот из чего нужно исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия. Каждый из нас имеет право вырасти свободным от насилия.
-если ребенок один дома, то нельзя ни в коем случае открывать посторонним, даже если это милиция, почтальон, слесарь, знакомый от родителей.