Разделы сайта

Главная

Безопасное детство

Что угрожает ребенку в интернете?

Кибербуллинг

Кибербуллинг или издевательства в интернете часто сопровождаются отправкой угроз и издевательских сообщений на личную почту, в социальных сетях, в мессенжерах (Viber, Facebook, Telegram и др.), на различных форумах и в чатах.   

В отличие от физических или словесных унижений в реальной жизни, кибербуллинг сложнее распознать. Обидчик может распространить сообщение в чате, где его увидят и другие лица, а затем удалить его, сделав вид, что ничего не было. Тем не менее, вред уже нанесен.

Ребенок столкнулся с кибербуллингом, если:  

  • О нем распространяются слухи и ложная информация (видео, фото, сообщения в мессенджерах);
  • Ему пишут негативные сообщения, оскорбления или угрозы.

Несмотря на “неосвязаемость”, кибербуллинг опасен и может навредить психоэмоциональному развитию ребенка, понизить его самооценку и уверенность в себе.  

Негативный, откровенный и жестокий контент

Не весь контент, который можно найти в интернете, подходит для детей и подростков. Это касается как и сайтов, так и фотографий, видео, книг, сообществ и даже рекламы. Такой контент зачастую помечается специальным рейтингом (16+, 18+, 21+).  

От чего следует оградить ребенка в интернете:

  • Избыточного насилия в фильмах, видео, играх;
  • Сексуально-откровенного содержания (порнография, нежелательные сексуальные материалы);
  • Рекламы сигарет и алкоголя;
  • Новостей и контента, которые ребенок не может понять в силу возраста (например, терроризм).

Вовлечение ребенка в сексуальные действия через интернет

Секстинг - это пересылка фотографий, видео или сообщений интимного характера в чатах, мессенджерах. Опасность секстинга состоит в том, что интимные изображения ребенка могут быть использованы в преступных целях (изготовление детской порнографии, шантаж, домогательство).


Груминг - это склонение детей к сексуальным контактам через переписку в интернете. При груминге ребенку пишет взрослый человек, который пытается вступить с ним в дружбу либо иным образом заинтересовать ребенка на дальнейшее общение. По результатам такого общения у ребенка формируется доверительный контакт (дружба, влюбленность), который может подкрепляться финансовой помощью, подарками. Следующим этапом является склонение ребенка к реальной встрече для совершения сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия онлайн (с помощью веб-камеры).

Как сделать интернет безопасным для ребенка

  • Не запрещайте ребенку заводить социальные сети и не стремитесь контролировать его или ее общение онлайн. Вместо этого, поделитесь своими советами о том, как лучше вести себя в интернете и какие меры предосторожности следует принять.
  • Объясните важность защиты личной информации: как создать хороший пароль, как ограничить настройки приватности, о чем можно писать и о чем не стоит (например, домашний адрес, номер паспорта, пароли, пин-коды и др.).
  • Будьте в курсе последних трендов детей и подростков: что их интересует в интернете, где они сидят, что смотрят и обсуждают. Это поможет вам понять, какие риски могут ожидать вашего ребенка.
  • Если вы узнали о какой-то опасной активации в интернете (например, новом челлендже-флешмобе), поговорите с вашим ребенком и объясните ему ваши страхи. 

Как я могу изменить ситуацию?

  • Если вы столкнулись с неподобающим сайтом, видео, изображением или другим контентом, сообщите об этом. Большинство сайтов предлагает функцию “Пожаловаться” или “Сообщить о неподобающем содержании”.
  • Не распространяйте контент, который может навредить другим людям или обидеть их.
  • Будьте аккуратны и внимательны в социальных сетях и мессенджерах: не открывайте и не скачивайте файлы от незнакомых адресов, включайте двухфакторную аутентификацию, меняйте пароли раз в полгода.
  • Не обижайте других людей в интернете, даже в шутку. То, что может показаться смешным вам, может обидеть собеседника.
  • Делитесь советами с вашими друзьями, знакомыми, как обезопасить себя в интернете.

 

1. ребёнок на руках: будьте осторожны – он закрывает вам обзор улицы.

2. ребёнок в саночках: такой вид транспорта легко опрокидывается, что небезопасно на дороге.

3. вы едете в транспорте: учитывайте возможность резкого торможения транспорта и берегите ребёнка от ушиба. Перевозите детей согласно правилам перевозки детей в транспортном средстве, используя автолюльку, автокресло или бустер (согласно правил дорожного движения). При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые.

4. вы находитесь на остановке общественного транспорта: подходите к автобусу или троллейбусу только после их полной остановки: ребёнок (как и взрослый) может оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров.

5. посадка в автобус, трамвай, троллейбус: зона остановки – опасное место для ребёнка. Дело в том, что стоящий транспорт ограничивает обзор дороги в этой зоне как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же пешеходы в спешке могут столкнуть ребёнка на проезжую часть.

6. поездка в общественном транспорте: даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому в транспорте необходимо заботиться о том, чтобы ребёнок занимал устойчивое положение. Особую осторожность нужно проявлять возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

7. выход из общественного транспорта: всегда первыми выходят взрослые, держа ребёнка за руку. В противном случае ребёнок может оказаться на проезжей части либо упасть с высоких ступенек на землю.

8. во время прогулки: выходя на проезжую часть, перестаньте разговаривать и отвлекаться, ребёнок должен привыкать к дисциплинированности.

9. метод наблюдения: обращайте внимание детей на работу светофоров, объясняйте значение дорожных знаков, разметок, учите их наблюдать за дорогой и предвидеть опасность.

 Опасные факторы

Меры безопасности

Пол

Ковры, паласы на полу не

должны быть скользкими.

На полу не должно быть никаких проводов,

чтобы ребенок не смог в них запутаться.

Стены

Необходимо оклеить бумажными обоями,

комната должна «дышать», покрытие стен

 не должно вызывать аллергию.

Окна

На окнах должны быть фиксаторы, чтобы ребенок не смог их открыть и выпасть из окна.

Двери

Осторожно открывайте межкомнатные двери, чтобы не ушибить малыша. Замки и защелки на дверях в тех местах, куда малышу не следует входить, должны быть расположены высоко, чтобы он не смог их достать и открыть дверь.

Мебель

Должна быть крепкой и устойчивой, чтобы, взявшись за нее, ребенок не упал. Дверцы шкафов лучше закрыть, чтобы ни дверцы шкафа, ни выдвижные ящики не могли защемить пальчики. Скатерть со стола лучше убрать, пока ребенок не станет старше, иначе он может потянуть ее и свалить все на себя. Любые стекла в дверцах шкафа, книжных полках должны быть заметны малышу – красивые наклейки украсят стекло и предупредят малыша.

Убедитесь, что ребенок сможет выбраться из шкафа или из-под дивана. Острые углы могут представлять опасность, и на них должны быть закреплены округлые уголки-страховки.

Электричество

Необходимо строжайше запретить ребенку трогать вилки, розетки, соединительные шнуры, выключатели. Поставьте заземленные розетки или прибор УЗО – этот специальный прибор отключает ток, если происходит его утечка, т.е. кто-то берется за оголенные провода. Если нет такой возможности, установите на розетках специальные заглушки. Следите за электропроводкой, чтобы она не была оголенной и ветхой. Если есть возможность приобрести более дорогие, но безопасные в пожарном отношении само отключающиеся чайник и утюг – это нужно сделать. Не приобретайте бывшие в употреблении электроприборы, т.к. нет никакой гарантии, что они безопасны. Провода электроприборов не должны свисать – лучше иметь приборы с пружинящими проводами.

Пылесос

Нельзя пользоваться пылесосом в присутствии ребенка. После уборки комнату следует хорошо проветрить от микрочастиц пыли, поднятой при работе пылесоса.

Телевизор

Не более 30-ти минут в день для детей 3-х-7-ми лет.

Открытый огонь

и горячие предметы

Не оставляйте малыша одного у открытого огня. Обязательно прячьте от детей в недоступные места спички. Покажите ребенку опасные горячие места (печь, камин, плиту) – пусть он знает, что они горячие. Разместите оградительные решетки, чтобы ребенок не смог близко к ним подойти. Следите, чтобы ребенок не мог взять с плиты горячие кастрюли, а они не могли случайно упасть на ребенка. Следует помнить, что кожа ребенка более нежная, чем у взрослого, и чайники, другие горячие предметы должны быть остужены до температуры 54 градуса. На потолке лучше установить индикаторы дыма. Проверяйте регулярно их исправность, не реже одного раза в год меняйте батарейки. Следите, чтобы ребенок не привыкал греться около батареи парового отопления. Если ребенок умывается, пусть вначале открывает кран с холодной водой, затем с горячей.

Вода

Не оставляйте ребенка одного в ванной комнате. Нельзя оставлять без присмотра ведра с водой – ребенок может упасть вниз головой в ведро. Как можно раньше научите малыша плавать.

Игрушки

Желательно, чтобы игрушки не содержали мелких деталей. Следите, чтобы ребенок не проглотил мини батарейки. Нужно держать надувные воздушные шарики и полиэтиленовые пакеты подальше от детей, т.к. ребенок может засунуть шарик в рот и задохнуться. Будьте осторожны с большими игрушками, подушками, под тяжестью которых можно задохнуться.

Лекарства

Все лекарства должны быть недоступны ребенку. Нельзя носить лекарства в сумках или карманах, т.к. дети любят их обследовать. Нельзя называть лекарства «конфетками». Не давайте ребенку играть с коробками из-под лекарств, т.к. лекарственная пыль может дать аллергическую реакцию. Просроченные лекарства необходимо срочно выбрасывать. Будьте внимательны в гостях у пожилых людей, т.к. у них лекарства лежат «под рукой».

Косметика

Брать под замок, т.к. дети часто все берут в рот и некоторыми средствами можно отравиться.

Хозяйственные товары, средства дезинфекции

Хранить под замком. Нельзя их переливать или пересыпать в другие емкости. Ребенок может выпить отбеливатель вместо лимонада.

Острые предметы

(нож, вилки, ножницы)

Все предметы должны быть недоступны. Детские ножницы – пластмассовые, с закругленными концами. Более взрослые дети могут пользоваться ножом под присмотром взрослых.

1.О несовпадении приятной внешности и добрых намерениях

Родители рассказывают об опасности контактов с незнакомыми людьми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или плохо одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют мужчины, а молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить им никакого вреда, также как и люди с открытой дружелюбной  улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений.        

2. Опасные ситуации  контактов с незнакомыми людьми

Необходимо рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

    Примеры 

  • взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда – либо, обещая подарок или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что действует по их просьбе;
  • взрослый открывает дверцу машины и предлагает покататься;
  • взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку

         Для закрепления правил поведения  с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных героев или сказки о животных с благополучным окончанием.

3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

     Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение следует отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Цель  – научить детей, прежде всего застенчивых, робких, вести себя  правильно, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

4. Ребенок и другие люди, в том числе и подростки.

      Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать « нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.

5. Если «чужой приходит в дом».

      Необходимо разъяснять детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого приятный и ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми, В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания.

6. Ребенок как объект сексуального насилия.

Дома и на улице дети могут стать объектами сексуального насилия.

         Как должен вести себя взрослый, если это уже произошло, и ребенок доверил ему свою тайну? Прежде всего, похвалить ребенка за откровенность, дать понять, что ему верят и его понимают. Нельзя показывать свой испуг, гнев, смятение или отвращение. Лучше воздержаться от обвинения того, кто совершил насилие, так как это может быть человек, к которому ребенок несмотря ни на что относится с любовью и доверием. Необходимо с  пониманием встретить просьбу ребенка сохранить рассказанное в тайне, объяснив, что с помощью других людей можно прекратить случаи насилия в интересах и ребенка, и насильника, и принять промежуточное решение, например: «Давай вернемся к этому через некоторое время, а пока это останется между нами». Держать слово можно только до тех пор, пока необходимость прекращения ситуации, в которой находится ребенок, не станет очевидной. В этом случае его  надо поставить в известность, когда и почему обещание хранить секрет может быть нарушено.  Если родитель поймет, что он бессилен справиться сам, то необходимо обращаться за помощью к компетентным людям (психотерапевту, психологу).

         Если ребенок расскажет об акте насилия или жестокости в группе взрослый должен занять следующую позицию:

  • отреагировать как можно более нейтрально;
  • дать ребенку понять, что ему поверили;
  • защитить ребенка от возможных негативных реакций других детей.

         Однако чаще всего дети никому не рассказывают о сексуальном насилии. Они могут находиться во власти более сильного человека, испытывать страх, чувство одиночества, иногда становятся недоверчивыми, агрессивными. Поэтому  следует внимательнее отнестись к следующим отклонениям в поведении ребенка (особенно если они наблюдаются в сочетании):

  • внезапным изменениям в поведении (обычно спокойный ребенок становится чрезмерно возбужденным, агрессивным или, наоборот, обычно активный становится вялым, стремится к изоляции, избегает контактов с другими детьми);
  • признаками недосыпания, переутомления, нарушения концентрации внимания;
  • чувству страха по отношению к близким взрослым (отцу, брату, матери, соседу);
  • сильными реакциями испуга или отвращения при физических контактах   с каким-либо                  взрослым;
  • чрезмерному  интересу к вопросам секса;
  • отрицательному отношению к собственному телу;
  • к чрезмерному стремлению положительной оценке;
  • повторяющимся жалобам на недомогание (головная боль, неприятные ощущения в области половых органов, мочевого пузыря) и плохому настроению. 

     Оказание помощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, и их родителям невозможно без специальной экспертизы и лечения, поэтому задача  сводится к поддержке ребенка и последующему обращению к соответствующим специалистам: медикам, психологам.